Доклад Комитета Госдумы и Минстроя «О регулировании деятельности по управлению жилищным фондом…»
Дата:
В августе 2024 г. был опубликован Доклад Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «О регулировании деятельности по управлению жилищным фондом и усилению контроля за управляющими организациями посредством ужесточения лицензионных требований к ним либо перехода на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилищным фондом».
Доклад подготовлен во исполнение абзаца 3 пункта 3.3 Решений по итогам совместного заседания комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» и Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 06.12.2023.
В докладе дается общая оценку состоянию сферы ЖКХ, отмечается неразвитость института заказчиков работ и услуг в лице собственников помещений, недостаточная эффективность деятельности УО, низкий уровень цифровизации, сложности с определением выборных управляющих компаний муниципалитетами.
Предлагается три сценария трансформации регулирования рынка управления жилищным фондом:
Первый вариант – «Консервативный», он предполагает сохранение системы лицензирования управляющих организаций с точечным изменением регулирования в части перераспределения полномочий между органами власти и ужесточения лицензионных требований. В частности, предусматривается разгрузка ГЖИ от «административно-бумажных» функций.
Реализация Сценария 1 приведет:
Для государства — к постоянному увеличению финансовой нагрузки, связанной с необходимостью обеспечения регулирования и ужесточения контроля сферы управления;
Для организаций — к отсутствию интереса и уходу с рынка в виду невозможности развития, получения прибыли и отсутствия стимулов участия в повышении качества жилищного фонда;
Для граждан — к нарастанию недоверия к сфере управления и недовольству качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Второй сценарий – «Прогрессивный», которым предусматривается переход на обязательное саморегулирование управляющих организаций. Большинство полномочий в сфере контроля и надзора предполагается передать в саморегулируемые организации (СРО), одновременно установив государственный контроль и надзор за СРО, в том числе включением чиновников в их органы управления. В каждом регионе будет действовать одна СРО, также предполагается создание Национального объединения таких СРО.
Согласно докладу Комитета Госдумы создание института обязательного саморегулирования организаций, осуществляющих деятельность по управлению жилищным фондом, позволит обеспечить:
-снижение бюджетных затрат;
— снижение нагрузки на административные и судебные органы за счет альтернативных (досудебных) способов урегулирования возникающих споров между участниками сферы через СРО;
— формирование ответственности у бизнес-сообщества за качество жизни граждан и экономическую стабильность самих организаций;
— повышение качества оказываемых услуг;
— стимулирование осознанного выбора потребителем своей управляющей организации;
— развитие механизмов оптимальной (не избыточной) стандартизации деятельности управляющих организаций;
— необходимый уровень профессионального представительства и квалифицированного диалога между бизнес-сообществом и органами государственной власти;
— повышение уровня кадрового потенциала и профессионализма управляющих организаций, что позволит повысить уровень конкуренции в сфере управления;
— поддержание высоких стандартов деятельности по управлению МКД и деловой этики отрасли.
Третий вариант – «Альтернативный». Это переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом. Предполагается передать рынок управления жилищным фондом государству, упразднить институт управляющих организаций и ввести институт эксплуатирующих организаций, которые будут проходить процедуру аккредитации у регионального оператора. При этом есть высокие риски монополизации рынка, снижения инвестиционной привлекательности сферы управления МКД, а также существенного увеличения нагрузки на бюджетную систему.
С Докладом Вы можете ознакомиться ниже.
Напоминаем, что вопросы возможного внедрение системы саморегулируемых организаций (СРО) для управляющих компаний в сфере ЖКХ были рассмотрены 26.04.2024 на вебинаре ассоциации АКРОН. По итогам эксперты пришли к выводам о преждевременности внедрения СРО при недостаточной проработки нормативной базы.
Приложения
Доклад Комитета ГосДумы и Минстроя - 2024
СкачатьПоследние новости
12 Сен 2024
Адреса площадок по приему опасных отходов (Выборгский район г. Санкт-Петербург)
Читать далее09 Сен 2024
Председатель ТСЖ в Отрадном подозревается в том, что год сдавал квартиру умершей женщины
Читать далее05 Сен 2024
Обязанность по созданию новых площадок по сбору отходов – муниципалы или управляющие компании?
Читать далее
Если у вас остались
вопросы - мы поможем
Заполните форму и наш консультант свяжется с вами в ближайшее время
Как ещё можно связаться?
Мы ответим вам:
Пн-Пт 10:00-18:00