Портал «Наш Санкт-Петербург» не обязателен для управляющих компаний
Дата:
В адрес петербургских УК/ТСЖ/ЖСК регулярно поступают требования от администрации района или жилищных агентств с требованием рассмотреть обращения граждан, поступивших через портал «Наш Санкт-Петербург».
При этом сами заявители непосредственно в управляющие компании не обращаются, либо вообще не имеют никакого отношения к дому, на который жалуются. Часто подобные обращения сотнями «штампуют» «активисты», которые в итоге парализуют работу управляющих компаний и органов власти (потребительский терроризм).
Администрации районов в силу свой подотчетности Администрации Губернатора Санкт-Петербурга обязаны отрабатывать все заявления с Портала. Сотрудники администраций в ходе частных разговоров высказывают недовольство необходимостью отработки таких многочисленных обращений, чаще всего пустяковых, но как чиновники вынуждены это делать.
Однако на управляющие компании/ТСЖ/ЖСК внутриведомственные распоряжения Администрации Санкт-Петербурга не влияют, и рассматривать такие обращения с Портала в силу закона они не обязаны.
Большинство ТСЖ/ЖСК боятся ослушаться «указаний» администрации района и отрабатывают заявления, причем с неоднократными исправлениями, так как не всегда ответы принимаются администрацией с первого раза.
- 1. Порядок взаимодействия управляющих организаций и собственниками/пользователями помещений урегулирован федеральным жилищным законодательством.
- — «Потребитель обязан: а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности — принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий» — п. 34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
- — «В целях оказания управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также осуществления иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности в договор управления многоквартирным домом (далее — договор управления) рекомендуется включать следующие примерные условия:
— Условие о порядке рассмотрения управляющей организацией жалоб и претензий собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, включая срок рассмотрения и ответственность управляющей организации за счет собственных средств такой организации перед собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме за просрочку представления ответа (например, в виде уменьшения стоимости платы за управление многоквартирным домом или платы за содержание и ремонт помещения за каждый день просрочки), форму и порядок предоставления управляющей организацией ответа на соответствующую жалобу (претензию)» — п. 13 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 июля 2014 г. № 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом».
- — Согласно п. 10 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные ПП РФ от 15 мая 2013 г. № 416 аварийно-диспетчерская служба осуществляет:
«3) круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 Правил № 416, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений…».
2. Портал «Наш Санкт-Петербург» введен в эксплуатацию распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2014 № 37-рп в целях выработки механизма взаимодействия с гражданами по вопросам ЖКХ, благоустройства и других сфер жизнедеятельности Санкт-Петербурга.
В п. 1 Распоряжения даны указания Комитету по информатизации и связи: обеспечить ввод Портала в эксплуатацию и его развитие. Иные организации, на которые возлагаются обязанности, в Распоряжении отсутствуют.
В п. 2 Распоряжения указано, что «к отношениям, возникающим в связи с эксплуатацией Портала, не применяются положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»».
Порядок отработки обращений, поступающих через Портал (утвержден Комитетом по информатизации и связи, в свободном доступе отсутствует), не является нормативным правовым актом, то есть не обязателен для иных лиц.
Данная позиция подтверждается письмами Комитета по информатизации и связи (2019, 2020 г.г.) и Прокуратуры Невского района (2018 г.), см. приложение к статье.
3. В 2024 г. Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынесено решение по делу № А56-74332/2024, в котором Администрации Московского района отказано в требованиях обязать ТСЖ «Пулковская 6-4» «отрабатывать» обращения, поступившие на Портал «Наш Санкт-Петербург».
В обосновании своего решения суд указал, что в Российской Федерации на федеральном уровне регламентирован порядок реагирования на обращения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. ТСЖ обязано реагировать на заявки, поступившие непосредственно в ТСЖ или в ее в аварийно-диспетчерскую службу (согласно Правил № 416). Такие заявки в аварийно-диспетчерскую службу ТСЖ со стороны Администрации Московского района или иных жителей не поступали, так же администрация района не является собственником помещений в доме и ее права со стороны ТСЖ не нарушены.
Тем самым суд подтвердил ранее указанную позицию, что управляющие компании/ТСЖ/ЖСК не обязаны реагировать на обращения с Портала.
Выводы —
С учетом вышеуказанного рекомендуем на обращения, поступившие с Портала, отвечать в администрацию района или Жилищное агентство отказом с обоснованием своей правовой позиции и ссылкой на решение суда. Если большинство ТСЖ/ЖСК станут отказываться от отработки обращений Портала, то надеемся, что Администрации Губернатора Санкт-Петербурга отменит работу Портала либо ограничит его работу только органами власти (тогда он потеряет свой первоначальный смысл, если не будет обратной связи от управляющих компаний).
Типовой ответ в администрацию района прилагаем.
Приложения
Последние новости
16 Янв 2025
Суд взыскал задолженность ЖКХ с Администрации Приморского района Санкт-Петербурга за квартиру без наследников (выморочное имущество)
Читать далее16 Янв 2025
ВЫИГРЫШ В СУДЕ! Суд отказал в иске к ТСЖ о взыскании денежных средств в качестве аренды.
Читать далее14 Янв 2025
Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК не вправе согласовывать проекты перепланировок
Читать далее
Если у вас остались
вопросы - мы поможем
Заполните форму и наш консультант свяжется с вами в ближайшее время
Как ещё можно связаться?
Мы ответим вам:
Пн-Пт 10:00-18:00