Ответ Минстроя по вопросу обращения с твердыми коммунальными отходами
Дата: 24 Апр 2023
Уважаемые руководители ТСЖ и ЖСК!
В связи с тем, что у многих ТСЖ/ЖСК имеется множество вопросов по обращению с ТКО, мы обратились в Минстрой для разъяснения некоторых из них.
Прилагаем полученный ответ, из которого видна позиция Минстроя РФ по отдельным аспектам работы с ТКО:
- Бремя содержания контейнерных площадок, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки.
Согласны. Собственники помещений в МКД обязаны содержать только общедомовое имущества, к которому может быть отнесен придомовой земельный участок с расположенными на нем объектами благоустройства, в том числе контейнерная площадка. Земельный участок входит в состав общего имущества в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.
Если сформированного земельного участка для МКД нет, либо на нем нет контейнерной площадки, то у управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) и нет обязанности по содержанию площадки на «чужом» земельном участке.
По Градостроительному кодексу территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 ГрК РФ). В состав данных территорий входят площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. На сегодняшний день, понятия территории общего пользования и земельных участков общего пользования являются идентичными. Обычно ответственными лицами за содержание земель общего пользования (и расположенных объектов благоустройства на них) являются органы местного самоуправления, в Санкт-Петербурге это администрации районов или муниципальные образования. - Если общей контейнерной площадкой пользуются жители нескольких домов, то порядок содержания таких контейнерных площадок, включая определение расходной части обязательств, должен быть установлен соответствующим соглашением заключенном между заинтересованными сторонами (в том числе соглашениями о совместном пользовании таким местом накопления).
Не согласны. Данный вывод Минстроя РФ прямо противоречит п. 1. Нет правовых оснований, что бы управляющая организация (ТСЖ/ЖСК) обслуживала объект, не относящийся к общедомовому имуществу. Так же нет никакого правового регулирования в части согласования между соседними МКД порядка пользования/содержания общей контейнерной площадкой.
Теоретически собственники соседних домов могут на собрании принять решение о порядке пользования и содержания общей контейнерной площадки с последующим заключением договора между управляющими компаниями. Но на практике такое сложно провести и пояснить людям, почему они должны содержать «общую» площадку за свой счет.
Возможно добавление новой строчки в квитанцию за ЖКХ, так как услуга по содержанию чужого объекта благоустройства в Минимальный перечень услуг и работ по содержанию общедомового имущества (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290) не входит, и будет являться дополнительной. - Механизм расчета за услуги ТКО «по факту» при прямых договорах с собственниками в настоящее время отсутствует, законодательством не урегулирован. Минстроем готовяться соответствующие изменения.
Согласны. Отсутствие таких правовых механизмов ставить собственников помещений в невыгодное положение по сравнению с ТСЖ/ЖСК, которые могут вести учет объема услуг «по факту».
Однако, не смотря на этот факт, мы рекомендуем при проведении общего собрания собственников включить в повестку собрания вопрос принятия решения об учете ТКО «по факту» при прямых договорах по ТКО в следующей формулировке.
«Принять решение о следующем порядке предоставления и оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО, бытового мусора) для жилых помещений многоквартирного дома:
- объем оказываемых услуг определяется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, вывезенных за расчетный период (месяц)
- в случае наличия в многоквартирном доме нежилых помещений и складировании их отходов на общую контейнерную площадку объем отходов, приходящихся на жилые помещения, определяется как разница между общим объемом отходов (по факту) и объемом отходов нежилых помещений, рассчитанным на основе нормативов накопления.
- общая стоимость услуги по вывозу отходов для жилых помещений распределяется по всем собственникам или нанимателям жилых помещений пропорционально занимаемой площади.
- Управляющая организация наделяется полномочиями по представлению интересов собственников жилых помещений во взаимоотношениях с Региональным оператором по вывозу ТКО и иными лицами, в том числе определение объема и качества услуг, подписание актов выполненных работ, подача жалоб и претензий, представление интересов в судах и т.п.
- контейнеры для сбора отходов предоставляются Региональным оператором по вывозу ТКО и в состав общедомового имущества не включаются.»
Рано или поздно нужные изменения в законодательство внесут, но у вас уже заранее будет решение собственников, которым вы сможете оперативно воспользоваться.
Последние новости
06 Ноя 2025
27 ноября в Орле на выставке-форуме «Мой управдом» выступит юрист Сметанин А.Л.
Читать далее05 Ноя 2025
Минстрой — к нежилым помещениям не применяются «льготные» ставки ЦБ РФ при расчете неустойки
Читать далее
Если у вас остались
вопросы - мы поможем
Заполните форму и наш консультант свяжется с вами в ближайшее время
Как ещё можно связаться?
Мы ответим вам:
Пн-Пт 10:00-18:00