Перепланировка есть – штрафа нет! В Санкт-Петербурге не штрафуют за незаконные перепланировки
Дата:
- 1. В нашей работе мы периодически сталкиваемся с вопросами перепланировок помещений в многоквартирных домах, в том числе и несогласованных. В ходе общения с председателями ТСЖ/ЖСК, собственниками помещений, сотрудниками жилищной инспекции (ГЖИ), администраций района и жилищных агентств выяснилось, что в Санкт-Петербурге в течении длительного времени (вероятно, с 2020 года) не привлекают к административной ответственности за несогласованные перепланировки (ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ).
Ранее по данной статье административные протоколы оформляли инспекторы ГЖИ, хотя из-за незначительности размера штрафа, сложностей с выявлением виновника (собственника помещений), небольшим сроком для привлечения к ответственности (2 месяца с даты выявления) доля таких административных дел в общей массе ГЖИ была минимальна. Но все же в особо опасных и общественно значимых случаях виновных лиц оперативно штрафовали, выдавали предписание на устранение нарушений (приведение помещения в первоначальное проектное состояние).
Для выяснения текущей ситуации мы направили запрос в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга, где попросили ответить на следующие вопросы:
- — Какие государственные органы Санкт-Петербурга обладают полномочиями по проведению проверок по фактам несогласованных перепланировок и реконструкций помещений в многоквартирных домах?
- — Какие государственные органы Санкт-Петербурга вправе выдавать предписание на устранение таких нарушений и на основании каких законов?
- — Какие государственные органы Санкт-Петербурга уполномочены составлять административные протоколы по ст. 7.21 КоАП РФ за перепланировку помещений в многоквартирных домах?
- — Сколько таких протоколов было оформлено в 2023 г., каким госорганом, сколько лиц привлечено к административной ответственности?
Наш запрос из Администрации Губернатора был перенаправлен в Жилищный комитет и ГЖИ.
Жилищный комитет разъяснил общие положения о порядке устранения незаконных перепланировок и указал на ГЖИ, как орган по оформлению протоколов по ст. 7.21 КоАП.
ГЖИ в письме подтвердила, что вправе «рассматривать» административные дела по ст. 7.21 КоАП, но в связи с запретом на осмотр жилых помещений (ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») не имеет возможности для выявления и фиксации правонарушений. На иные вопросы ответы отсутствуют.
2. Нормативная база
«Если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля, осмотр не может проводиться в отношении жилого помещения», ч. 4 ст. 76 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Но ни что не запрещает осматривать нежилые помещения.
Отдельного федерального закона о жилищном надзоре не существует, основные положения указаны в ст. 20 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ). Предметом жилищного надзора является соблюдение обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе «требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, …, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме».
Во исполнение ч. 3 ст. 20 ЖК РФ приняты «Требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)», (далее – Требования, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670).
Согласно п. 5 Требований к контролируемым лицам относятся граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
«При осуществлении государственного жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 28 настоящего документа, не проводятся.», п. 29 Требований. Тем самым в отношении граждан проводятся только внеплановые мероприятия.
«Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного жилищного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».», п. 35 Требований.
В качестве таких оснований может быть наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
«Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает: 1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации», ч.1 ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
По нашему мнению, жалобы граждан или письма иных органов (например, администрации районов) с указанием на незаконные перепланировки подходят под сведения об угрозе или причинении ущерба как минимум жилищному фонду, а иногда и здоровью жителей.
«По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба)» и «при подтверждении достоверности сведений» оформляется «мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия», ст. 60 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В 2022 — 2024 годах внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры — при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
Конечно, прокуратура может отказать в проведении проверки, посчитав отсутствующей «непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан». Тогда остается ждать, когда такой вред будет реальным и проводить проверку уже после обрушения строительных конструкций. А такие случаи в Санкт-Петербурге и иных регионах происходят регулярно.
Согласно п. 31 Требований в ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: а) осмотр; б) опрос; в) получение письменных объяснений; г) истребование документов.
Согласно п. 33 Требований в ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: а) осмотр; б) опрос; в) получение письменных объяснений; г) инструментальное обследование; д) экспертиза.
С учетом вышеуказанных норм считаем, что органы жилищного надзора при поступлении информации о перепланировках вправе после согласования с прокуратурой провести внеплановую выездную проверку жилых помещений, в случае подтверждения факта несогласованной перепланировки — оформить административный протокол по ч.2 ст. 7.21 КоАП РФ.
3. В настоящее время в Санкт-Петербурге имеем следующую ситуацию с несогласованными перепланировками.
ГЖИ проверки не проводит, ссылаясь на невозможность осмотра жилых помещений и необходимость согласования с прокуратурой, соответственно, предписания не выдает и к административной ответственности нарушителей не привлекает. Чаще всего подобные обращения граждан из ГЖИ пересылаются в администрацию района, которая обладает только полномочиями по согласованию проектов перепланировок (МВК района), но не является органом надзора.
Администрация района может выйти в адрес, при наличии доступа в помещение зафиксировать перепланировку, выдать предписание на устранение нарушений, в самом крайнем случае — подать иск в суд на собственника. Оштрафовать нарушителя администрация не может. В основном собственнику со стороны администрации выдается предписание, срок исполнения которого регулярно продлевается до той поры, пока не будет окончательно согласован проект перепланировки.
По сути, администрация района в нарушение закона подменяет собой ГЖИ, так как проводит внеплановую проверку и выдает предписание, не будучи органом контроля (надзора). С учетом достаточно большого количества фактов несогласованных перепланировок, администрация не может (или не хочет) реагировать должным образом на все случаи, зачастую пересылая такие обращения еще ниже в управляющие организации, которые вообще не имеют никаких властных полномочий.
А собственник помещения (нарушитель) имеет полное право никак не взаимодействовать с администрацией, не впускать в свое помещение проверяющих, не исполнять предписание. Реальных рычагов оперативного давления и принуждения к таким нарушителям сейчас нет, что и приводит к фактам разрушения строительных конструкций дома.
При этом в других регионах РФ, согласно открытым сведениям с судебных сайтов, местные ГЖИ проводят проверки помещений на предмет перепланировок и привлекают виновных лиц по ст. 7.21, и суды соглашаются с административными штрафами, например:
— Первый кассационный суд общей юрисдикции, определение от 13 мая 2024 г. N 16-2401/2024 — ГЖИ Калужской области провело проверку жилых помещений и привлекло нарушителя к ответственности по ст. 7.21 в 2023 г.
— Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2023 N 88-21809/2023, Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2023 N 16-1474/2023, — ГЖИ Московской области оформила протокол по ст. 7.21 в конце 2021 г.
— Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2024 N 88-3172/2024, — ГЖИ г. Москва оформила протокол по ст. 7.21 в 2022 г.
— Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2024 N 88-8568/2024. ГЖИ г. Казань оформила протокол по ст. 7.21 в 2023 г.
— Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2023 N 16-4898/2023, ГЖИ Челябинской области оформила протокол по ст. 7.21 в 2022 г.
Для дальнейшего выяснения ситуации с нами направлены запросы в Минстрой РФ и Прокуратуру Санкт-Петербурга. Об итогах будет сообщено дополнительно.
Приложения
Последние новости
Если у вас остались
вопросы - мы поможем
Заполните форму и наш консультант свяжется с вами в ближайшее время
Как ещё можно связаться?
Мы ответим вам:
Пн-Пт 10:00-18:00